Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе
«… Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя…»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Вроде все понятно, относись к людям с уважением и они будут уважать тебя, «не плюй в колодец…», «что посеешь…». Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе величие данного золотого правила нравственности в его простоте. Но не тут-то было, в бизнесе понимание житейской мудрости постоянно претерпевает метаморфозы восприятия. Проще говоря, человек бизнеса старается заменить такой простой, наполненный философией ДАО общечеловеческий и Библейский постулат на все, что угодно. От достаточно невменяемой трактовки: «Мне все должны, а я всем кому должен прощаю», до почти тривиального: «Все дебилы, а я самый умный». Люди забывают, что «пить из колодца» оплеванной, подмоченной репутации не захочет никто, они не думают, что однажды посеяв «дождь обмана», пожнешь «бурю недоверия».
Я не буду навязать цитату из широко известного мультфильма моего детства «Ребята, давайте жить дружно!» в сферу делового этикета и в договорные взаимоотношения между контрагентами, хотя, что плохого в уважительных отношениях. Я просто удивляюсь, как в отношениях двух субъектов бизнеса простое и элементарное заменяется на ложное и извращенное. Как «мастер» делового администрирования (MBA) пытается внедрить в бизнес принципы ведения войны Карла фон Клаузевица, наскоро прочитав его труд «О Войне», даже не понимая, что Клаузевиц был просто-напросто теоретиком, штабным адъютантом, который всю свою недолгую «военную» карьеру доставлял записки с приказами, как какой-нибудь сотрудник курьерской службы. Это он в 1812 году, находясь на Бородинском поле при генерале Уварове, хаотически и бесцельно метался по полю, наверное, для того, чтобы получше рассмотреть сражение, разобрать его на карте и внести в мемуары. Великий Фон Клаузевиц за всю жизнь не то, что не выиграл ни одного сражения, он даже не руководил ни одним боем…
В какой момент в бизнес-школах произошла подмена понятий, что партнера по бизнесу нужно обмануть, нагреть, кинуть, ободрать до костей? Что возникающие риски нужно спихнуть на лоха, а не уменьшать, разделяя с контрагентом на паритетных основах? Какой теоретик, бизнес-тренер «засадил» в головы слушателей эти «сорняки», эту крамолу, что можно в два раза сократить издержки на транспортные расходы, нужно всего лишь проявить ораторский талант, убедить владельца логистической компании в том, что его транспортная компания изначально была создана для нужд благоденствия и процветания неизвестного ему предприятия. Почему руководитель компании считает, что можно получить доступ к бесплатному кредитованию, за счет транспортной компании. Ведь бизнес для транспортной компании это не благотворительность. Почему же тогда менеджер по закупкам ООО «Ебурашечка и Компания» настойчиво требует перевозить грузы из Европы в Москву не просто бесплатно, а еще и «в минус», в первые полгода сотрудничества, убеждая собеседника словами: «…а зато потом у вас будет клиент «Ебурашечка, на котором вы когда-нибудь сможете заработать»? Какой ученик «богатого папы» объяснил нашим негоциантам, что нужно задерживать оплату полученных услуг как можно дольше, при этом со своих клиентов получая предоплату? Как нормальный человек во время переговоров может открыто сказать, что «риск изменения валютной ставки слишком велик, мы на себя его не берем, поэтому на себя его возьмете вы!»? Все эти люди, почитая себя гениями бизнеса, не понимают простой истины, что если им удалось кого-то обмануть, то возможно кто-то другой замыслил обмануть и их.
Я знал одного владельца компании, у которого в ежедневном обсуждении деловых контактов и договоров с контрагентами постоянно возникали фразы: «а можем мы не платить им вообще», «…как бы их «кинуть», и это было не в бандитские «девяностые». При этом он постоянно проигрывал в судах, суммы, намного большие, чем его первоначальные обязательства.
Какой из всего этого можно сделать вывод. Кризис сейчас происходит не в «клозетах» и не в экономике, кризис, по-прежнему, в головах людей. Многие верят в сказку, искренне убеждая себя в том, что сегодня 2 февраля 2015 года, где-то за углом есть «место», где можно купить евро по 45 рублей (таким был курс ЦБ на 10 января 2014 года), быстро взяв в долг без процентов у знакомых, тут же продать в обменном пункте евро по 80 рублей, а потом еще 6-7 месяцев бегать от знакомых, не отдавая им долг. Многие верят, что есть кто-то, кто совершенно бесплатно кредитует чужой бизнес, в течение 6 месяцев ожидая оплаты счетов за выполненные услуги. Все, кто не считая дебиторской задолженности, наращивал обороты в 2014 году, сейчас с ужасом считает убытки и закрывает собственный бизнес.
Какой-нибудь умник с MBA из лондонской школы бизнеса скажет: «Меня так учили! На Западе все так работают». Я ему отвечу, что учиться теории в дорогой бизнес-школе это одно, а работать в реальном бизнесе это далеко не то же самое. Человек, работающий в России, ссылающийся на европейские реалии бизнеса, скорее всего, весь курс МВА просидел в одном из лондонских пабов. Если бы он на самом деле учился, то знал бы разницу между ставкой Euro LIBOR и МосПрайм. Он бы понимал, что в Европе любая фирма может взять кредит в банке под 2-3% годовых в базовой валюте, т.е. в евро, а вот российская компания этот же кредит сможет взять в банке уже под эффективные 25-35% годовых в рублях и, вдобавок к неподъемным процентам кредита, «тащить» на своих плечах риск резкого изменения валютного курса. Поэтому и только поэтому 5% европейских поставщиков могут позволить себе ждать от 60 до 180 дней оплату по счетам за свой товар или услуги, в то время как 95% европейцев предпочитает работать на 100% предоплате. Российские компании вынуждены работать на условиях услуга против платежа, ибо не могут закрыть кассовый разрыв дорогими кредитными деньгами.
Я не призываю целовать «нежно в десны» своих контрагентов, достаточно будет просто относиться к ним с уважением, держа в голове золотое правило нравственности: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Тогда, со временем на рынке останутся компании с хорошей репутацией, а «кидателей» будут знать все, поскольку их будут единицы.